19 Мая 2019

Интернет-портал по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Брянской торгово-промышленной палаты
Интернет-портал по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Брянской торгово-промышленной палаты

Импортозамещение

 Импортозамещение — это замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны и прямой запрет на ввоз определённых товаров из-за границы. Данные меры приводят к созданию таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д. 

Необходимо понимать, что планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов.

В каждом регионе Правительством РФ  планируется создать отдельный информационный центр поддержки импортозамещения, который будет иметь базу данных поставщиков (информация о технологическом профиле компании и ее сертификации), заказчиков (информация о спецификации заказываемой продукции и услуг и об условиях поставок) и возможностей, которые они предоставляют.

Кроме того, еще одной формой стимулирования российских производителей является размещение на российских предприятиях государственных заказов. Экономика страны остро нуждается в наращивании предпринимательского ресурса именно в этой сфере. При этом очевидно, что кризисные явления отталкивают граждан от открытия бизнеса, а это означает, что в указанных условиях государство обязано предпринять самые активные действия по поддержке уже существующих субъектов малого предпринимательства. В свою очередь бизнес - сообществу Необходимо развивать производство, которое в том числе будет востребовано в сфере госзакупок. В разных отраслях: производство продуктов питания, легкая промышленность, производство мебели, какие‑то направления в строительстве и т. д.

Центр развития предпринимательства готов не только консультировать, но и реально помогать предпринимателям участвовать в программах по импортозамещению и госзакупок. Необходима единая площадка, где будут собираться и госзаказчики, и потенциальные заказчики из бизнес – сферы, и консультанты, чтобы обсуждать проблемы, решать все поставленные вопросы.

 

 Программа импортозамещения в России до 2020 года